Мы продолжаем рассказ о самобытном творчестве петербургской художницы Анны Виноградовой.

Ее новые шедевры можно будет увидеть в апреле в выставочном зале Арт Центра, на канале Грибоедова, 52. Весеннее пробуждение природы, каждодневное увеличение светового дня в полной мере способствуют восприятию ярких красочных полотен, певучей цветовой гаммы, широких свободных мазков.

Впервые Анна заявила о себе в 1996 году, поступив на графический факультет Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина, не имея специальной профессиональной подготовки. Казалось бы, срок прошел не большой, но за это время она превратилась в настоящего мастера со своим неповторимым и неподражаемым стилем. Все картины художницы отличает четкий, академический рисунок, строгое следование этнографическим подробностям, соблюдение лучших достижений реалистической школы живописи. Например, «Девушка, пришивающая кружева» (2008) — одна из последних работ Анны. Модель, конкретный человек — Наталья Быкова — ближайшая подруга художницы, с реально узнаваемыми чертами лица.

Но здесь скорее создан собирательный образ — русоволосая девушка из средней полосы России, ее можно встретить в любом деревенском доме, в светелке, поздним вечером.

Этого эффекта автор достигает путем создания дистанции между персонажем и зрителем. Невидимая линия обтекает фигуру, словно заключая изображение в овал, склоненная голова с опущенными глазами, сосредоточенной на своей работе кружевницы, статичность, уравновешенность композиции, решенный цельными плоскостями задний план — казалось бы, взаимодействие с внешней средой преломляется во вдумчивое созерцание. Односекундное ощущение и, вдруг, словно взрыв сверкающего праздничного фейерверка, яркая, ликующая живопись.

С любовью и филигранной точностью прописаны нюансы наряда девушки и одеяния, к которому она пришивает кружева. Художница использует элементы настоящего русского северного костюма. Для нее вообще свойственна историческая достоверность в интерпретации того или иного события. С наибольшей силой это воплотилось в теме народных праздников, о которых мы писали в ноябрьском выпуске журнала.

В своих пейзажах Анна наоборот любит изображать оборотную сторону парадных площадей и улиц, крупным мегаполисам она предпочитает тихие деревеньки с кособокими лачугами, покосившиеся изгороди, копну сена в чистом поле, серпантинную ленту дороги, теряющуюся где-то во ржи («Северная деревня», «Ночь», «Вологодский дворик», «Стог», «В поле» (все — 2004)).

Особое место в творчестве художницы занимает — портрет.

При создании характерных образов Анна Виноградова выступает тонким психологом, внимательным наблюдателем, острым рисовальщиком, подмечает особенные черты, придающие облику изображаемого, лишь ему присущую индивидуальность. Наиболее показательны два портрета матери, созданные в одно время (2005). «Портрет мамы в новгородском головном уборе» по яркому праздничному одеянию, сложному ракурсу головы, детальной прорисовке кокошника, наборного рисунка платка принадлежит к лучшим парадным портретам художницы. Пастозные свободные мазки, работа с локальными плоскостями, использование лессировок, вовлечение белоснежной поверхности холста в создание пластической моделировки придают этой работе некую эскизную незавершенность, что способствует свежести восприятия образа.

Диаметрально противоположен ему другой портрет. Приглушенная красочная гамма, серо-голубые, сизо-синие тона, подобно черно-белой фотографии из света и тени «лепят объемы», отсекая все второстепенное. Мазок по-прежнему широкий, но без знаменитых «виноградовских сгустков». Композиционное решение отличается классическим построением без сложных многоэтапных задач. Мама изображена в профиль со строгим, без улыбки лицом. Слегка поджатые губы и задумчивый взгляд свидетельствуют, что она задумалась о чем-то серьезном. Мысли женщины словно материализуются, воздух становится тягучим, подобно зыбучему песку его можно пропустить сквозь пальцы. Такой аскетизм в выборе технико-технологических и творческих возможностей, монолитная цельность в решении образа, удаление всех не нужных мелочей наделяют картину почти осязаемой чувственностью и психологической одухотворенностью.

Сила искусства Анны Виноградовой заключена в глубоком изучении натуры, в четком следовании иконографическим канонам, ежедневной серьезной работе и, конечно, любви к живописи. Все ее портреты, пейзажи, натюрморты, жанровые композиции пропитаны этим чувством и несут глубокий позитивный настрой нам — зрителям.

Виктория Белая

Любимые имена //Летопись культуры и искусства. С-Петербург.